Лауреат III Всероссийского конкурса 100 лучших ДОУ России Диплом Лауреата Всероссийского конкурса в номинации «Лидер в области внедрения ииновационных и развивающих игр в обучении»
Важно!

Новости
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Интернет издание 
 Детские сады Тюменской области
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области+ 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области+7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центра качества предоставления услуг+7 (3452) 39-92-89

Педагогическая находка

«Логопедический тренажер «Логобусы» как средство развития мелкой, крупной и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

В современном мире, насыщенном информацией и новыми технологиями актуальной, для родителей и педагогов остается тема речевого развития детей дошкольного возраста.  Речь - это не просто средство общения, но и важный аспект когнитивного и эмоционального развития ребенка поэтому развитие речевых навыков становится критически важным для успешной социализации ребенка. 

Речь, как основное средство коммуникации, формируется в тесной взаимосвязи с когнитивными процессами, такими как внимание, память, восприятие, а также напрямую связана с развитием познавательных функций у детей. Важной особенностью детей дошкольного возраста с нарушениями речи является недостаточная сформированность психических процессов. Для них характерно:

  • слабо выражены познавательные интересы, низкая мотивация во время занятия;
  • недостаточно сформирована регуляция и саморегуляция поведения;
  • недостаточно сформировано понимание схемы своего тела. Дети с такими нарушениями часто демонстрируют неточность и несоразмерность движений, что создает впечатление двигательной неловкости и затрудняет выполнение даже самых простых задач, таких как имитация поз рук, заданных взрослым.
  • артикуляционная моторика, в свою очередь, страдает не менее значительно: дети испытывают трудности с произношением звуков, так как отсутствует необходимая координация движений рта и губ;
  • крупная моторика, охватывающая более широкие движения, также демонстрирует недостатки, что в конечном итоге сказывается на общей активности и уверенности ребенка в своих физических возможностях. 

 В настоящее время существует множество инновационных средств развития речи у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Одним из таких средств является силиконовый логопедический тренажер "Логобусы", Логопедический тренажер "Логобусы" разработан Коноваленко Светланой, логопед, психолог, к.п.н. с целью улучшения речевых навыков у детей с нарушениями речи, такие как дислалия, дизартрия, диспраксия. Силикон, из которого изготовлен логопедический тренажер "Логобусы", безопасен для детей и позволяет постепенно увеличивать нагрузку дна речевой аппарат, что является важным аспектом коррекционной работы с дошкольниками.

Логопедический тренажер "Логобусы" состоит из  ряда силиконовых бусин различных форм и текстур, которые крепко держаться на нейлоновой нити. Всего в тренажере 7 бусин: 2 нара по 15мм., 2 шара по 9 мм., 1 звездочка, 1 карамболь, центральная фигура. Каждый элемент может быть использован для выполнения различных заданий: от простых губ до более сложных артикуляционных упражнений. Это позволяет логопеду индивидуализировать занятия, адаптируя их под нужды конкретного ребенка.

Логопедический  тренажер «Логобусы» также способствует развитию крупной и мелкой моторики, что крайне актуально для детей дошкольного возраста. В процессе игры дети учатся управлять своими движениями, что в свою очередь способствует улучшению координации и общей двигательной активности.

Использование логопедического тренажера «Логобусы» как инструмента в образовательном процессе имеет ряд преимуществ:

  • простота в использовании;
  • безопасные для детей;
  • могут быть использованы как самостоятельная технология коррекции речевых нарушений;
  • содействует созданию комплексного подхода к коррекции речевых нарушений, позволяя задействовать различные функциональные системы ребенка для достижения поставленных логопедических целей;
  • осуществляется повышение мотивации к занятиям;
  • предотвращается утомляемость детей на занятии;
  • развиваются внимание, зрительно-моторная координация, артикуляционная, мелкая и крупная моторика, познавательная активность;
  • происходит незаметный  для ребенка переход от игровой деятельности к учебной;
  • способствуют развитию коммуникативных навыков.

Значение логопедического тренажера «Логобусы» для развития артикуляционной, мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

  • активизация речевой деятельности;
  • активизация артикуляционной, мелкой и крупной моторики, развитие точности движений мышц языка, развитие координации движений рук;
  • формируются и совершенствуются пространственные представления;
  • развивается зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развиваются речевые и коммуникативные навыки;
  • воспитываются навыки самоконтроля;
  • воспитываются внимательность, терпеливость, усидчивость.

В своей практике логопедический тренажер «Логобусы» м активно применяю на индивидуальных и подгрупповых занятиях в рамках подготовительного этапа постановки звуков у детей с такими нарушениями, как задержка психического и психо-речевого развития, дизартрия различной степени тяжести и диспраксия. На этом этапе выполняются артикуляционные упражнения, направленные на укрепление мышц языка, кончика языка, губ, щек, тренировка жевательных мышц. При выполнении упражнений особое  внимание уделяется  правильности выполнения движений губ и языка. Кроме этого, на этом этапе применения логопедического тренажера «Логобусы» используются  игры, направленные на развитие мелкой и крупной моторики. Это могут быть различные задания, где дети должны перебирать и сортировать бусины по цветам, формируя при этом слова или фразы.

 До внедрения тренажера у воспитанников наблюдались низкая мотивация к занятиям, быстрая утомляемость, рассеянное внимание, моторная неуклюжесть, неточность артикуляционных движений и слабое понимание схемы собственного тела. Однако с началом использования логопедического тренажера «Логобусы» я отметила значительную положительную динамику: у детей повысилась мотивация, улучшились концентрация внимания, усидчивость и терпение. Они стали лучше ориентироваться в схеме своего тела, а их артикуляционные движения приобрели точность и уверенность. Воспитанники с удовольствием включаются в такие занятия, что способствует росту речевой активности и более быстрому закреплению правильного артикуляционного уклада.

Работа с коллегами и родителями

Своим опытом работы  я делюсь с коллегами на педсоветах и методических объединениях,  на которых выступала с консультацией  по использованию логопедического тренажера «Логобусы».

Также мною были разработаны рекомендации для родителей по использованию логопедического тренажера «Логобусы» при организации домашних занятий.

Вывод

Применение логопедического тренажера «Логобусы» стало важным этапом в развитии коррекционной логопедической практики, позволяя логопедам эффективно работать с детьми, имеющими различные нарушения речи, такие как дислалия, дизартрия и диспраксия.

Первое, что стоит отметить — это высокую степень вовлеченности детей в процесс обучения. Использование логопедического тренажера «Логобусы» позволяет превратить занятия в увлекательную игру, что существенно повышает мотивацию и интерес ребенка к процессу коррекции. Гибкость применения тренажера позволяет адаптировать его под индивидуальные потребности каждого ребенка, что является значительным преимуществом в работе логопеда, поскольку обеспечивает возможность персонализированного подхода к каждому юному ученику.

Во время практического применения логопедического тренажера «Логобусы» отмечаются положительные результаты в области артикуляции и моторики. Дети, использующие данный тренажер, показывают заметное улучшение в правильном произношении звуков, а также в развитии мелкой и крупной моторики. Улучшение этих навыков имеет долгосрочные последствия для общего развития ребенка, включая его способность к обучению в школе и социализации в будущем. Данные результаты подтверждают целесообразность использования Логобус как важного инструмента в работе с детьми с речевыми нарушениями

 

закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: