Лауреат III Всероссийского конкурса 100 лучших ДОУ России Диплом Лауреата Всероссийского конкурса в номинации «Лидер в области внедрения ииновационных и развивающих игр в обучении»
Важно!



Новости
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Интернет издание 
 Детские сады Тюменской области
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области+ 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области+7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центра качества предоставления услуг+7 (3452) 39-92-89

Рабочая программа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«НИЖНЕТАВДИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

(МАДОУ «Нижнетавдинский детский сад «Колосок»)

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

физкультурной направленности

«Скандинавская ходьба»

 

 

Возраст участников программы 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

Составитель: Сайферт Иван Андреевич, физ инструктор

МАДОУ «Нижнетавдинский детский сад «Колосок»

 

 

с. Нижняя Тавда, 2020г

 

 

 

Актуальность проблемы

Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. В условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Рост заболеваемости, по некоторым показателям, настолько высок, что это вызывает серьезную тревогу за судьбу и здоровье нации. Причин этому множество: ухудшение экологической обстановки; несбалансированное питание, насыщенное ГМО; информационно-психологические перегрузки; снижение двигательной активности. Ярко выражена  эта проблема и в нашем МАДОУ. Например, данные мониторинга состояния здоровья воспитанников подготовительной к школе группе в 2019г. позволили сделать вывод о том, что 20% детей часто болеющих (ЧБД); 2,5% детей имеют низкий тонус мышц спины; 2,5% с легкой возбудимостью; 35% - с нарушением формирования стопы (плоскостопием.

Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения. Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания, на мой взгляд, в этом смысле очень важны, рационально организованный двигательный режим, разнообразие подвижных мероприятий по формированию осознанного отношения и своему здоровью.

Осуществляя поиск средств и методов для оздоровления, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста путем формирования у них потребности в движении, я остановилась на подготовке и реализации программы работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей.

В основу работы  положены:

 - нормативно-правовые документы:

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
  2. Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155, об утверждении ФГОС ДО
  3. Инструктивно-методическое письмо МО и Н РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». от 14.032002г. №65/23-16.
  4. СанПиН от 15.05.2013г. №3049-13
  5. Приказ Минздрава РФ и инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений от 04.04.2003г. №139

            - методические рекомендации:

1.  Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками: Метод рекомендации. СПб., 2012.

2.  Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. СПб., 2013.

3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. СПб., 2015.

4. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. СПб., 2010.

Что такое скандинавская ходьба? Ходьба с палками, северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. Такой ходьбе легко научиться и она имеет много преимуществ:

• улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких;

• активизирует процессы обмена веществ;

• укрепляет мышцы туловища;

• уменьшает нагрузку на тазобедренные и коленные суставы;

• оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию;

• повышает стрессоустойчивость организма.

Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направлений спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей дошкольного возраста с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям, она позволяет  поддерживать организм в хорошей физической форме.

При регулярной ходьбе с палками формируется правильная походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость  ребят и увеличивается длительность их тренировки. Скандинавская ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей  одновременно.

Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью!

Принципы использования  скандинавской ходьбы с палками:

принцип сознательности (направлен на воспитание у детей глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма);

принцип постепенности  и последовательности (постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия);

принцип повторности (повторение различных по характеру физических нагрузок, правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха);

принцип индивидуализации (соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность);

принцип систематичности и регулярности.

            Данные принципы  являются основой тренировочного процесса.  Они определены теорией и практикой физической культуры и спорта. Их соблюдение гарантирует н успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

       Основные цели и задачи работы «Скандинавская ходьба» для детей.

Цели:

-   формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;

- повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.

Задачи:                                                                                                                                    

-укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма;

-развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;

-воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

-воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;

-воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Пояснение.

Обучение технике скандинавской ходьбы ориентировано только на детей. Родителям для повышения компетентности  по вопросам оздоровления и воспитания детей, предоставляется информация о скандинавской ходьбе, в виде консультаций, мастер-классов. Родители приглашаются для прохождения  маршрута вместе с детьми на каждое 4 занятие месяца. Дети демонстрируют родителям полученные умения и навыки.

Структура работы

Месяц

Мероприятие

Пояснение

Июнь 2020

Подготовка материально-технической базы (приобретение палок для детей и родителей (законных представителей))

Длина палок вычислена по росту каждого ребенка  (палки должны быть короче роста малыша на 25 см.). Особое внимание  уделено безопасности.  Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота палок в см, а В – рост человека в см.

Август 2020

Разработка комплекса подготовительных упражнений.

В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки

Разработка методических материалов (конспекты вводных бесед для детей , наглядность)

Конспекты бесед по темам:

«История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской ходьбой».  

Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской ходьбе.

Август 2020

Разработка информационно-методических материалов для работы с родителями(законными представителями).

-Конспекты бесед по темам:

«История появления скандинавской ходьбы»;

«Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника».

-Изготовление информационных буклетов по теме  «Техника скандинавской ходьбы»:

-Рекомендации по подготовке к занятиям скандинавской ходьбой  (подбор размера палок, выбор обуви и одежды).

-Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой.                              Консультации:                                                              -Дыхание – основа жизни (врач – реабелитолог);                                                         -Зарядка в городе;                                                                                              -Выбор семейного маршрута по скандинавской ходьбе.                                                                    -Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском саду».

Август 2021

Разработка основных маршрутов для ходьбы.

Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью  500м,  по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте.                                                                                         Маршрут №2. На территории сквера по пересеченной местности с небольшим перепадом высот. Сквер находится в 5 минутной ходьбе от детского сада.                                                               Маршрут №3. На территории лесополосы городского парка, по пересеченной местности с небольшим и средним  перепадом высот. Маршрут проходит по интересным, красивым, разнообразным местам, насыщенным свежим и чистым воздухом.

Территория, отведенная для занятий, отвечает требованиям безопасности, максимально защищена от ветра, просматриваема.

Июнь-июль 2021

Разработка комплексов занятий

1 комплекс  рассчитан на 1 квартал (всего 12 занятий в квартал, из них: 4 занятия -  разучивание попеременного и одновременного шагов, подъемов; 4 занятия - повторение разученного;  4 занятия – закрепление разученного).

Структура организации занятия:                         1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан  на 4 занятия);                2 часть –разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц);                                                                 3 часть – упражнения на релаксацию.

Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации.                         Начало занятий – осенний период.     В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.

               

Июнь –июль 2021

Разработка учебного плана

Количество занятий:

 в неделю - 1,

 в месяц -  4.

 в год  – 48.

Количество часов:

в день - от 15 до 30 мин.;

в месяц  - до 2 часов.

Месяц

Комплекс ОРУ и разминочные упражнения

Техника

Общая дозировка занятия

Метраж

Маршрут

движения

1

Сентябрь

№ 1 (приложение №  1)

Тянем палки за собой

15 мин

-

-

2

Октябрь

№2 (приложение №1)

Обучение попеременному шагу

20 мин

200– 300 метров

Маршрут №1

3

Ноябрь

№3 (приложение №1)

Закрепление попеременного шага.                  

30 мин

400-500 метров

Маршрут №1

4

Декабрь

№4 (приложение №1)

Обучение одновременному шагу

20 мин

300 метров

Маршрут №1

5

Январь

№ 1 (приложение №  1)

Закрепление одновременного шага, повторение попеременного шага

25 мин + 10 мин(до места и обратно)

600 метров

Маршрут №2

6

Февраль

№2 (приложение №1)

Повторение одновременного и попеременного шагов.  

25 мин + 10 мин до места и обратно

700 метров

Маршрут №2

7

Март

№3 (приложение №1)

Обучение подъему шагом «елочка»   Повторение одновременного и попеременного шагов

25 мин + 10 мин до места и обратно

400 метров

Маршрут №2

8

Апрель

№4      (приложение №1)

Закрепление подъема шагом «елочка»  Повторение попеременного шага

30 мин

500-600 метров

Маршрут №3 Стадион

9

Май

№1 (приложение №1)

Повторение подъема «елочка» и одновременного шага.  

25 мин + 10 мин. до места и обратно

400 метров

Маршрут №2

10

Июнь

№2 (приложение №1)

Обучение подъема «лесенка»  Повторение одновременного шага и подъем «елочка»

25 мин + 10 мин. до места и обратно

300 метров

Маршрут №2

11

Июль

№3 (приложение №1)

Закрепление подъема «лесенка»  повторение одновременного шага

30 мин

600 метров

Маршрут №3

(доставка детей до места автотранспортом)

12

Август

№4 (приложение №1)

Использование ранее изученных шагов и подъемов. Заключительный праздничный маршрут.

25 мин + 10 мин. до места и обратно

500 метров

Маршрут №2

 

 

 

 

Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, членов клуба и анкетирование родителей. Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).

Критерии оценки умений и навыков детей 5-6 лет:

- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;

- рационализация наклона тела;

- правильная координация, ускорение передвижения;

- перекрестная работа рук и ног;

- согласованность движения рук и ног;

- наличие толчка палками;

- умение анализировать и контролировать свои действия;

- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;

- наличие начальных представлений  о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.

Ожидаемый результат:

  1. Сокращение  числа ЧБД в  подготовительной к школе группе с 20% до 15%
  2. Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;
  3. Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния
  4. Повышение уровня развития физических качеств с 52% (13 детей) до 80% (20 детей).
  5. Повышение заинтересованности и компетентности  родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.

 

закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: